ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ
ГУО «Средняя школа д. Новое Поле»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Библиотека учреждения образования, реализующего общеобразовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, общеобразовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, (далее - школьная библиотека) является структурным подразделением учреждения образования, призванное содействовать процессу обучения и воспитания учащихся, осуществлять информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивать право его участников (учащихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами.
1.2. В своей деятельности библиотека учреждения образования руководствуется нормативными правовыми документами:
- Кодексом Республики Беларусь об образовании;
- Кодексом Республики Беларусь о культуре;
- Трудовым кодексом Республики Беларусь;
- постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2001 № 25 «Об утверждении квалификационного справочника “Должности служащих, занятых в культуре и искусстве»;
- постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 13.06.2019 № 32 «Об оплате труда работников в сфере культуры»;
- постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 02.10.2001 № 14 «Аб унясеннi змяненняў i дапаўненняў у Iнструкцыю па ўлiку i захаванасцi бiблiятэчных фондаў у Рэспублiцы Беларусь»;
- постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2016 № 108 «Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў»;
- иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (уставом учреждения образования, приказами руководителя учреждения образования, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка учреждения образования и др.).
1.3. Библиотека учреждения взаимодействует с библиотеками региона, творческими союзами и общественными объединениями.
1.4. Школьная библиотека осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом школы.
1.5. Координационным и методическим центром республиканского уровня является библиотека УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» ( приказ Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2017 №183) .
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса путем оперативного и качественного комплектования фонда, библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей.
2.2. Воспитание у учащихся информационной культуры: привитие навыков умелого пользования книгой, библиотекой, другими источниками информации.
2.3. Содействие успешному усвоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей.
2.4. Содействие повышению методического и педагогического мастерства учителей, воспитателей, других категорий педагогических работников школы.
2.5. Содействие самообразованию учащихся и педагогических работников школы.
2.6. Обеспечение права участников образовательного процесса (учащ0ихся, их законных представителей, педагогических работников, иных работников учреждения образования) на бесплатное пользование информационными ресурсами.
3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В соответствии с основными задачами школьная библиотека:
3.1. Организует работу по комплектованию, учёту, выдаче документов и учебных изданий библиотечного фонда.
3.2. Обеспечивает сохранность фонда и его использование читателями в соответствии с установленными правилами.
3.3. Осуществляет библиотечную обработку поступающих в фонд изданий, организует и ведет справочно-библиографический аппарат (СБА).
3.4. Осуществляет справочно-библиографическое обслуживание и библиографическое информирование педагогического коллектива и учащихся школы, организует и проводит работу по воспитанию культуры чтения, основ библиотечно-библиографической грамотности читателей.
3.5. Организует и проводит работу по воспитанию у учащихся интереса к книге и чтению, формированию информационной культуры, консультирует законных представителей несовершеннолетних по вопросам организации семейного чтения.
4. ПРАВОВОЙ СТАТУС. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1. Управление библиотекой учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения образования.
4.2. Руководство библиотекой учреждения образования, контроль за ее деятельностью осуществляет руководитель учреждения образования, который несёт ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки (учёт и сохранение библиотечного фонда, технического оборудования и имущества библиотеки).
4.3. Возглавляет школьную библиотеку библиотекарь, который подчиняется непосредственно директору школы и является членом педагогического совета школы.
Библиотекарь несет ответственность за результаты работы библиотеки.
4.4. Структура школьной библиотеки включает абонемент, хранилище (отдельное помещение для хранения фонда учебных изданий), медиатеку. Библиотека учреждения образования имеет штемпель с обозначением своего полного наименования.
4.5. Состояние материально-технической базы и фонда библиотеки является одним из основных показателей готовности школы к новому учебному году.
4.6. Библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей осуществляется в соответствии с планом работы учреждения образования на год. План работы школьной библиотеки является одним из обязательных разделов годового плана учреждения образования
4.7. Формированием и обработкой библиотечного фонда, библиотечным, информационным и справочно-библиографическим обслуживанием пользователей библиотеки учреждения образования, научно-методическим обеспечением деятельности библиотеки занимается библиотекарь (ст.132 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры), который также осуществляет комплектование, учёт, выдачу, возврат, замену и списание документов библиотечного фонда.
4.8. Штатное расписание, условия и порядок оплаты труда библиотекаря определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.9. Библиотекарь несёт ответственность за сохранность библиотечного фонда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.10. Режим работы школьной библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения образования и утверждается руководителем до 1 сентября.
4.11. Порядок доступа к фонду, перечень услуг и условий их предоставления библиотекой определяются правилами пользования школьной библиотекой.
4.12. Библиотека имеет право:
- 4.12.1. Самостоятельно определять режим, формы и методы своей работы в соответствии с задачами и направлениями деятельности.
- 4.12.2. Знакомиться с учебными программами, планами воспитательной работы учреждения образования, получать от педагогических работников сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой учреждения образования задач.
- 4.12.3. Исключать документы из библиотечных фондов.
- 4.12.4. Устанавливать по согласованию с руководителем учреждения образования правила пользования библиотекой.
- 4.12.5. Принимать меры по компенсации урона, нанесенного пользователями.
- 4.12.6. Участвовать в реализации государственных и иных программ, направленных на развитие библиотечного дела.
- 4.12.7. Создавать самостоятельные библиотечные программы и участвовать в проектах, программах, конкурсах, координаторами которых выступают библиотеки различных ведомств и организаций.
- 4.12.8. Входить в библиотечные объединения, ассоциации(союзы).
- 4.12.9. Приобретать, создавать, формировать и использовать информационные ресурсы.
- 4.12.10. Осуществлять сбор документов в электронном виде, при необходимости создавать копии документов в электронном виде с выполнением требований законодательства об авторском праве и смежных правах.
4.13. Работник школьной библиотеки систематически повышает квалификацию в институтах повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет), на семинарах, проводимых библиотеками - методическими центрами, методическими объединениями, а также путем самообразования; проходит аттестацию в установленном порядке.
4.14. Для оказания практической помощи и рассмотрения актуальных вопросов работы в школьной библиотеке на правах совещательного органа может быть создан библиотечный совет, в который входят библиотекарь, представители педагогического коллектива, актива родителей, общественности, учащихся.
4.16. Проверка деятельности школьной библиотеки проводится по согласованию с директором школы и районным отделом по образованию с обязательным привлечением специалистов библиотечного дела в качестве экспертов.